Администрация Щёлковского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области
ПОРТФОЛИО
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
7 «а» класса МБОУ СОШ № 11им. Г.С. Титова
Сидерко Натальи Евгеньевны
Содержание:
- Цель воспитания классного сообщества стр. 3-5
- Формы и направления работы с классным коллективом стр. 5-11
- Оригинальные идеи и находки стр. 11-13
- Проблемы в процессе воспитания и пути их решения стр. 13-14
- Полученные результаты стр. 14-17
- Приложения
- Цель воспитания классного сообщества
« Надо видеть себя в детях,
Чтобы помочь им стать взрослыми,
Надо принимать их как повторение своего детства,
Чтобы совершенствоваться самому,
Надо, наконец, жить жизнью детей,
Чтобы быть гуманным педагогом »
(Ш. А. Амонашвили)
Эти слова известного советского, грузинского и российского педагога и психолога я выбрала в качестве эпиграфа, потому что они целиком отражают мою жизненную позицию как педагога, так и человека в целом.
Описание своего опыта и системы работы мне бы хотелось начать с целей:
1. сформировать благоприятные условия в классном коллективе, позволяющие каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность, при этом оставаясь неотъемлемым звеном целостности классного сообщества;
2. создать теплую, душевную, доверительную атмосферу общения классного руководителя с детьми и их родителями для воспитания гармонично развитой личности с осознанием общечеловеческих ценностей: нравственности, гражданственности, патриотизма, милосердия и толерантности.
Моё отношение к ученикам, можно выразить строчками из стихотворения Р.Рождественского:
Все начинается с любви:
и озаренье, и работа,
глаза цветов, глаза ребенка -
все начинается с любви.
Но в время исхожу из убеждения, что нельзя любить безоглядно, любовь должна быть разумной, ибо конечная цель моей работы с классом - «воспитать Человека».
Поэтому на первое место ставлю задачи, которые создают целостную систему воспитания, направленную на развитие личности ученика:
«От гармонии воспитания - к осознанию нравственности, гражданственности, патриотизма, духовности и развитию физически и психически здоровой личности».
Мои педагогические задачи:
1. Создать необходимые условия для развития способностей и талантов ребёнка.
2. Научить их самостоятельности.
3. Развить умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни.
4. Научить их любить себя и окружающий мир.
5. Создать ситуацию успеха каждому ученику в учебной и внеурочной деятельности.
6. Уважать мысли, чувства и права своих питомцев, признавать их неповторимость.
7. Повышать качество работы:
* совершенствуя положительное
* развивая достигнутое
*преодолевая недостатки
* предупреждая ошибки
Мои заповеди:
* Обдуманность поступков
* Решительность в действиях
* Слова не должны расходиться с делом
* Быть терпеливой
* Постоянно искать в ребёнке богатство его души
Правила моей педагогической деятельности:
1.Главное не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2.Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.
3.Помни – дети в классе – твое отражение – старайся постоянно работать над собой.
- Формы и направления работы с классным коллективом
Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.
В своей работе с классом использую следующие воспитательные технологии:
- Гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили
- Путешествие по Играй – городу С.М.Курганского
- Методику воспитательной работы в новом классном коллективе М.П. Нечаева
- Технологию управления воспитательным процессом в классе М.Н. Нечаева
- Технологию воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова
Основные направления работы с классным коллективом.
- Трудовое воспитание и профориентация учащихся.
Цели:
- формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
- воспитание бережливости, силы воли, трудолюбия;
- социально-профессиональная адаптация;
- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Формы и средства реализации:
- КТД «Славим руки мастера», трудовые десанты, рейды, субботники;
- организация и проведение ярмарок «Мастера», «Марьюшка-искусница», аукционов поделок «Дедушкина мастерская».
- выставок предметов художественного промысла;
- организация летней трудовой практики;
- организация работы трудовых бригад.
- цикл встреч «Свободный разговор» с представителями разных профессий.
- Художественно-эстетическое воспитание
Цели:
- прививать чувства прекрасного;
- помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интересы, талант, личностные качества);
Формы и средства реализации:
- Привлечение учащихся класса для занятий в объединениях дополнительного образования: кружки (вокального пения, сольного пения, инструментальные, театральные, хореографические, литературные);
- посещение театров, выставок, кинотеатров;
- встречи с интересными людьми;
- организация концертов, творческих вечеров, конкурсов по методике
Н. Щурковой «Тридцать пёстрых дел»: «Пять минут с искусством», «Приглашение к чаю», «Сократовская беседа», «Театр-экспромт», «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)», «Маски»;
- экскурсии и туристические поездки.
- Социологическое воспитание
Цель:
- формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим
Формы и средства реализации:
- «Праздник семейных династий», устные журналы «Семейные традиции», «Моя родословная»; вечер отдыха «Молодость наших бабушек»;
- родительский всеобуч «Что значит быть хорошим родителем?», конференция «Национальные традиции в моей семье», диспут «Что значит владеть собой?»;
- благотворительная акция «День добрых сюрпризов»;
- родительские собрания «Моральный долг и совесть человека. В чём они проявляются?», «Духовный мир человека».
- Физическое воспитание
Цели:
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- создание условий для физического развития учащихся (приобщение учащихся к занятиям спортом в спортивных секциях, клубах и участие в классных, общешкольных, районных и областных спартакиадах, соревнованиях).
Формы и средства реализации:
- дни здоровья, спортивные праздники «А ну-ка, naрни», «В одной связке».
- агитбригада «Советы юных спортсменов»
- Живая газета «Олимпиада: вчера, сегодня, завтра»
- походы «За здоровьем в лес» или поход выходного дня.
- Гражанско - патриотическое воспитание
Цели:
- формирование у учащихся высоких гражданских принципов и патриотических чувств,
- воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны.
Формы и средства реализации:
- встреча за «круглым столом» с ветеранами войны и труда;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
- конкурс рисованных фильмов «От героев былых времён»
- совместная работа с Советом ветеранов;
- участие в городских и районных мероприятиях;
- Открытый микрофон «Моё Отечество»,
- пресс-конференция «Дорогами локальных войн»,
- Час открытых мыслей «Я – житель планеты Земля»,
- Философский стол «Диалог с веком»
- Урок мужества «Орден твоего дела».
- Правовое воспитание
- формирование основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
- ориентации на гуманистические и демократические ценности.
Формы и средства реализации:
- изучение правил поведения в школе и общественных местах;
- школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
- деловая игра «Юный политик»;
- цикл классных часов «Человек и закон»;
- часы общения «Твои гражданские права»
- Духовно - нравственное воспитание
Цели:
- формирование духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества;
- развитие творческих и коммуникативных способностей, интеллектуального потенциала учащихся.
Формы и средства реализации:
- тестирование учащихся «Размышляем о жизненном опыте» с целью выявления нравственной воспитанности;
- цикл бесед «Что значит быть человеком?», психологический практикум «Дерево, посаженное тобой»;
- организация и проведение тематических вечеров « Рождественские чтения», КВН;
- литературно - музыкальные гостиные «Звуки музыки»;
- проектная деятельность «Когда говорят предметы»;
- викторина «Турнир знатоков этикета»;
- цикл радиопередач «Человек – мыслитель и творец».
- Деятельность органов самоуправления учащихся
Цели:
- формирование активной жизненной позиции учащихся через привлечение ребят к самостоятельной социально-значимой деятельности;
- развитие лидерских качеств учащихся через освоение управленческого опыта и социальных ролей;
Формы и средства реализации:
- планирование деятельности класса – города «САТУРН»
- заседание департаментов (микрогрупп, которые осуществляют организацию познавательной, физкультурно – спортивной, трудовой, шефской и другой деятельности).
- круглые столы, деловые игры, День самоуправления, мозговой штурм;
- коллективно творческие дела: праздник «Осенняя ярмарка», праздник «Новогодний переполох», акция «Салют ветеранам», проект «Школа, которую мы строим»;
- шефская работа отрядов ЮИД «Сигнал» и военно – патриотического «Витязь» с учащимися школы 1- 5 классов, воспитанниками детского сада «№37 «Берёзка», ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тылы, пенсионерами – учителями и детьми - инвалидами;
- Профилактическая работа по безопасности жизнедеятельности учащихся
Цели:
- организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.
- воспитание сознательного и ответственного отношения за свое поведение на проезжей части дороги, к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Формы и средства реализации:
- конкурс частушек и сказок по ПДД;
- семинар с родителями по профилактике ДДТТ по теме: «За безопасность - всей семьёй»;
- совместный рейд отряда «Сигнал» с инспектором ОГИБДД «Они нарушают правила дорожного движения»;
- оформление уголка «Отряд ЮИД в действии», наглядную агитацию в школе по ПДД;
- оказание помощи в оформлении уголков безопасности движения на дороге отрядам (1-3 классов) «Школа дорожных наук» и «Заочная школа безопасности»;
- выступление перед учащимися школы и воспитанниками детского сада с программой агитбригад «Законы улиц и дорог».
- Оригинальные идеи и находки
Изучая педагогические концепции В.Караковского, Н.Щурковой, И.Иванова, Е.Степанова, М. Нечаева я попыталась создать свою концепцию работы с классом. В ее основе известное всем понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. На классном часе, а затем на родительском собрании был рассмотрен, составленный совместно с активом учащихся проект воспитательной программы развития классного коллектива «Мы жители класса – города «САТУРН». В основе проекта - концепция школьной программы развития - «Школа активного гражданина».
Жизнедеятельность классного сообщества носит игровой, занимательный характер. В непринужденной обстановке мне, как классному руководителю, легче заинтересовать ребят, вовлечь в деятельность, предусмотренную и школьной воспитательной программой «Путешествие по Титов-граду», и программой развития классного коллектива.
Каждый класс школы представлен как отдельный город со своей символикой. Наш класс –
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний;
АКТИВНЫХ – активно познавай окружающий мир;
ТРУДОЛЮБИВЫХ и ТВОРЧЕСКИХ – ты можешь многое сделать своими руками, проявив эти качества;
УЧАСТВУЮЩИХ в мероприятиях класса, школы, города, района. Успех любого дела зависит от участия каждого;
РАВНОПРАВНЫХ – мы все в ответе за себя и друг за друга.
НАСТОЙЧИВЫХ– все трудности можно преодолеть.
Первые буквы этих слов и легли в основу названия нашего города САТУРН, который входит в школьное государство Титов – град.
Программный материал я подраздела на пять блоков. Каждый блок равен одному учебному году и соответствует возрастным особенностям детей. И самое главное, что каждый последующий год, реализации данной программы, опирается на результаты предыдущего.
Цель первого блока – сплочение классного коллектива, создание условий для проявления детьми инициативы, творчества и для повышения их интеллекта. Невозможно подобрать в коллектив одних творческих личностей. Сетовать по этому поводу – только время тратить. Моя задача – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности каждого ребёнка.
Цель второго блока - формирование у ребят норм ролевого поведения, умения соотносить свои желания с возможностями других для взаимодействия с различными социальными институтами, группами и организациями. Здесь моя основная задача, как классного руководителя, создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через классное самоуправление, участие в общешкольных и районных мероприятиях, кружки и творческие объединения.
Основная цель третьего блока заключается в умении классного руководителя развить у учащихся убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. (Более подробно о программе смотрите в «Приложении»)
- Проблемы в процессе воспитания и пути их решения
Всё, что происходит в нашем классе – городе регулируется правилами, заповедями. Но в начале своего пути я столкнулась с рядом проблем:
1) разобщенность класса;
2) неумение и нежелание делать что-либо сообща;
3) неприятие классного руководителя как наставника, лидера и организатора совместной деятельности.
Решением этих проблем стала обобщение моего педагогического опыта по теме самообразования «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика» и выступление на школьном методическом объединении классных руководителей. Далее, используя разработанную ранее программу развития классного коллектива «Мы – жители класса – города «Сатурн», был создан класс – город со своей системой самоуправления. Такой компонент воспитательной системы, как самоуправление имеет особое влияние на становление жизненных позиций ребят.
Модель классного самоуправления предусматривает определённую совокупность прав и обязанностей учащихся, родителей, классного руководителя, систему выборных и постоянных поручений, которые позволяют ребятам освоить культуру демократических отношений и проявить индивидуальную активность. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности. Здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.
Высшим органом классного самоуправления является Городской совет - это собрание детей, классного руководителя, родителей. На Совете утверждается план работы класса на год, избирается мэр города, его замы, решаются текущие вопросы.
Главный исполнительный орган классного самоуправления – МЭРИЯ, представители (3 чел.) которой избираются на год. Мэр и его два заместителя руководят работой микрогрупп – департаментов, которые осуществляют организацию познавательной, физкультурно – спортивной, трудовой, шефской и другой деятельности. (Более подробно работу департаментов можно посмотреть в «Приложении»)
В общешкольной жизни граждан Титов-града, классу отведена роль проводника и экскурсовода по остановкам карты Титов-града. (Карту «Титов – града» смотреть в «Приложении»). Ребята, делающие первые шаги в овладении профессией экскурсоводов, развивают свою активною гражданскую позицию, коммуникативные навыки и организаторские способности.
- Полученные результаты.
Положительный результат не заставил себя ждать. Ребята стали объединятся на основе общих интересов. Например, за безопасность жизнедеятельности горожан города САТУРН да впрочем, и за безопасность всех жителей государства Титов – град, отвечает отряд ЮИД «Сигнал», организованный в 2010 г. на базе нашего класса.
Отряд юных инспекторов движения «Сигнал» - сформирован в рамках районной программы «Содружество», маршрут Школа безопасности.
С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний, формирования культуры общественного поведения, в классе реализуется программа работы отряда ЮИД «Сигнал» «ДОРОЖНАЯ РАДУГА».
Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди жителей Титов – града и предупреждением нарушений правил дорожного движения. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления, соревнования, изготовление листовок для обучающихся и их родителей.
Анализируя проводимую работу можно отметить, что члены отряда ЮИД работают с желанием, и их работа очень значима. А ещё, работая, обучают младших. Отряд 5бкласса «Сигнальчик»- подшефный отряд юидовцев «Сигнала».
На базе нашего класса в 2013 г. был сформирован военно – патриотический отряд «Витязь», который планирует свою деятельность на основе районной программы «Содружество», маршрут «Юный гражданин». Работу этого отряда трудно переоценить – это шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла, трудовые десанты, благотворительные акции, постановка театральных композиций для традиционного фронтового огонька «Ради жизни на земле», на который приглашаются все ветераны ВОВ и труда. Это мероприятие ежегодно проходит в нашей школе в начале декабря и приурочено событиям Битвы под Москвой.
Я точно убеждена в том, что привлечение родителей к работе отрядов способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, учащимися и родителями, и создают благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания ребят. Встречи с офицерами, рассказы о непростой службе во благо Отечества дают чёткое осмысление понятия ПАТРИОТИЗМ. Но деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, увидят своих детей в разных ситуациях и помогут развить их индивидуальные особенности, сформировать ценностные жизненные ориентиры, преодолеть негативные проявления в поведении.
Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь реализовать предоставленное классу право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми: Я
- Уважаю духовный мир воспитанников, признаю их свободную субъективную волю, права на несогласие с педагогами и на выбор поведения.
- Обладаю этической чуткостью и психологической зоркостью, актерским мастерством.
- Соблюдаю принцип равенства и сотрудничества с детьми.
- Не боюсь идти на компромисс.
Работа классного руководителя настолько многогранна и необъятна, что позволяет не только воспитывать и делиться багажом знаний с другими, но и дает силы для собственного обогащения, творческого роста и самореализации. Стремясь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции и ответственности, я ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость.
Классный руководитель - ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно я повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяю большое внимание самообразованию. Имею свою библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.
Конечно, труд учителя, это огромный труд, который забирает много душевных и физических сил, но детские горящие глаза и благодарная улыбка дорогого стоят. И хочется жить дальше, дерзать и творить!