Администрация Щёлковского муниципального района Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.С. Титова
Щёлковского муниципального района Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОРТФОЛИО

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

 7 «а»  класса МБОУ СОШ № 11им. Г.С. Титова

 

Сидерко Натальи Евгеньевны

 

 

 

Содержание:

  1. Цель воспитания классного сообщества                                      стр. 3-5
  2. Формы и направления работы с классным коллективом           стр. 5-11
  3. Оригинальные идеи и находки                                                     стр. 11-13
  4. Проблемы в процессе воспитания и пути их решения               стр. 13-14
  5. Полученные результаты                                                                стр. 14-17
  6. Приложения                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель воспитания классного сообщества

« Надо видеть себя в детях,

Чтобы помочь им стать взрослыми,

Надо принимать их как повторение своего детства,

Чтобы совершенствоваться самому,

Надо, наконец, жить жизнью детей,

Чтобы быть гуманным педагогом »

 (Ш. А. Амонашвили)

 Эти слова известного советского, грузинского и российского педагога  и психолога я выбрала в качестве эпиграфа, потому что они целиком отражают мою жизненную позицию как педагога, так и человека в целом. 

Описание своего опыта и системы  работы мне бы хотелось начать с целей:

1. сформировать благоприятные условия в классном коллективе, позволяющие каждому ребенку раскрыть свою индивидуальность, при этом оставаясь неотъемлемым звеном целостности классного сообщества;

 2. создать теплую, душевную, доверительную атмосферу общения классного руководителя с детьми и их родителями для воспитания гармонично развитой личности с осознанием общечеловеческих ценностей: нравственности, гражданственности, патриотизма, милосердия и толерантности.

Моё отношение к ученикам, можно выразить строчками из стихотворения Р.Рождественского:

Все начинается с любви:

и озаренье, и работа,

глаза цветов, глаза ребенка -

все начинается с любви.

Но в время исхожу из убеждения, что нельзя любить безоглядно, любовь должна быть разумной, ибо конечная цель моей работы с классом - «воспитать Человека».

    Поэтому на первое место ставлю задачи, которые создают целостную систему воспитания, направленную на развитие личности ученика:

 «От гармонии воспитания - к осознанию  нравственности, гражданственности, патриотизма, духовности и развитию физически и психически здоровой личности».  

Мои педагогические задачи:

1. Создать необходимые условия для развития способностей и талантов ребёнка.

2. Научить их самостоятельности.

3. Развить умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни.

4. Научить их любить себя и окружающий мир.

5. Создать ситуацию успеха каждому ученику  в учебной и внеурочной деятельности.

6. Уважать мысли, чувства и права своих питомцев, признавать  их неповторимость.

7. Повышать качество работы:

* совершенствуя положительное

* развивая достигнутое

*преодолевая недостатки

* предупреждая ошибки

Мои заповеди:

* Обдуманность поступков

* Решительность в действиях

* Слова не должны расходиться с делом

* Быть терпеливой

* Постоянно искать в ребёнке богатство его души

Правила моей педагогической деятельности:

1.Главное не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

2.Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.

3.Помни – дети в классе – твое отражение – старайся постоянно работать над собой.

  1. Формы и направления работы с классным коллективом

Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.

В своей работе с классом использую следующие воспитательные технологии:

  1. Гуманно – личностную технологию Ш.А. Амонашвили
  2. Путешествие по Играй – городу С.М.Курганского
  3. Методику воспитательной работы в новом классном коллективе М.П. Нечаева
  4. Технологию управления воспитательным процессом в классе М.Н. Нечаева
  5. Технологию воспитания общественного творчества в условиях КТД И.П. Иванова

Основные направления  работы с классным коллективом.

  1. Трудовое воспитание и профориентация учащихся.

Цели:

  • формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;
  • воспитание бережливости,  силы воли, трудолюбия;
  • социально-профессиональная адаптация;
  • развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Формы и средства реализации:

  • КТД «Славим руки мастера», трудовые десанты,   рейды, субботники;
  • организация и проведение ярмарок «Мастера»,  «Марьюшка-искусница»,  аукционов поделок «Дедушкина мастерская».
  • выставок предметов художественного промысла;
  • организация  летней трудовой практики;
  • организация работы трудовых бригад.
  •  цикл встреч «Свободный разговор» с  представителями разных профессий. 
  1. Художественно-эстетическое воспитание

Цели:

  • прививать чувства прекрасного;
  • помочь раскрыть и реализовать внутренние резервы (способности, интересы, талант, личностные качества);

Формы и средства   реализации:

  • Привлечение учащихся класса для занятий в объединениях    дополнительного образования: кружки (вокального пения, сольного пения, инструментальные, театральные, хореографические, литературные);
  • посещение театров, выставок, кинотеатров;
  • встречи с интересными людьми;
  • организация концертов, творческих вечеров, конкурсов по методике

Н. Щурковой «Тридцать пёстрых дел»: «Пять минут с искусством», «Приглашение к чаю», «Сократовская беседа», «Театр-экспромт», «Гостиная (поэтическая, музыкальная, театральная)», «Маски»;

  • экскурсии  и туристические поездки.
  1. Социологическое воспитание

Цель:

  • формирование любви, уважения, чувства долга к родителям, близким людям, ответственности и уважения к окружающим

Формы и средства реализации:

  • «Праздник семейных династий»,  устные журналы  «Семейные традиции»,  «Моя родословная»; вечер отдыха «Молодость наших бабушек»;
  • родительский всеобуч «Что значит быть хорошим родителем?», конференция  «Национальные традиции в моей семье», диспут «Что значит владеть собой?»;
  • благотворительная акция «День добрых сюрпризов»;
  • родительские собрания «Моральный долг и совесть человека. В чём они проявляются?», «Духовный мир человека».
  1. Физическое воспитание

Цели:

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
  • создание условий для физического развития учащихся (приобщение учащихся к занятиям спортом в спортивных секциях, клубах и  участие в классных, общешкольных, районных и областных  спартакиадах,  соревнованиях).

Формы и средства реализации:

  • дни здоровья,  спортивные праздники «А ну-ка, naрни», «В одной связке».
  • агитбригада «Советы юных спортсменов»
  • Живая газета «Олимпиада: вчера, сегодня, завтра»
  • походы «За здоровьем в лес» или поход выходного дня.
  1. Гражанско - патриотическое воспитание

Цели:

  • формирование у учащихся высоких  гражданских принципов   и патриотических чувств,   
  • воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны.

Формы и средства реализации:

  • встреча за «круглым столом» с ветеранами войны и труда;
  • военно-спортивная игра «Зарница»;
  • конкурс рисованных фильмов «От героев былых времён»
  • совместная работа с  Советом ветеранов;
  • участие в   городских и районных мероприятиях;
  • Открытый микрофон  «Моё Отечество»,
  • пресс-конференция «Дорогами  локальных войн»,
  • Час открытых мыслей «Я – житель планеты Земля»,
  • Философский стол «Диалог с веком»
  • Урок мужества «Орден твоего дела».
  1. Правовое воспитание
  2.  
  •  формирование основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание помощи в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
  • ориентации на гуманистические и демократические ценности.

Формы и средства реализации:

  • изучение правил поведения в школе и общественных местах;
  • школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);
  • деловая игра «Юный политик»;
  • цикл классных часов «Человек и закон»;
  • часы общения «Твои гражданские права»
  1. Духовно -  нравственное воспитание

Цели:

  •  формирование духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей, интеллектуального потенциала  учащихся.

Формы и средства реализации:

  • тестирование учащихся  «Размышляем о жизненном опыте» с целью выявления нравственной воспитанности;
  •   цикл бесед «Что значит быть человеком?», психологический практикум «Дерево, посаженное тобой»;
  • организация и проведение тематических вечеров « Рождественские чтения»,  КВН;
  •  литературно - музыкальные гостиные «Звуки  музыки»;
  • проектная деятельность  «Когда говорят предметы»;
  •   викторина  «Турнир знатоков этикета»;
  • цикл радиопередач «Человек – мыслитель и творец». 
  1. Деятельность органов самоуправления учащихся   

Цели:

  •  формирование активной жизненной позиции учащихся через привлечение ребят к самостоятельной социально-значимой деятельности;
  • развитие лидерских качеств учащихся через освоение    управленческого  опыта и  социальных ролей;

 

Формы и средства реализации:

  •  планирование деятельности  класса – города «САТУРН»
  • заседание департаментов (микрогрупп, которые осуществляют организацию познавательной, физкультурно – спортивной, трудовой, шефской и другой деятельности).
  • круглые столы, деловые игры,  День самоуправления,  мозговой штурм;
  • коллективно творческие дела: праздник «Осенняя ярмарка», праздник   «Новогодний переполох», акция «Салют ветеранам», проект «Школа, которую мы строим»; 
  • шефская работа отрядов ЮИД «Сигнал» и военно – патриотического «Витязь»  с учащимися школы 1- 5 классов, воспитанниками детского сада «№37 «Берёзка», ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тылы, пенсионерами – учителями и детьми - инвалидами;
  1. Профилактическая работа по безопасности жизнедеятельности учащихся

Цели:

  • организация работы   по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.
  • воспитание сознательного и ответственного отношения за свое  поведение на проезжей части дороги, к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Формы и средства реализации:

  • конкурс частушек и сказок по ПДД;
  • семинар с родителями по профилактике ДДТТ по теме: «За безопасность - всей семьёй»;
  • совместный рейд  отряда «Сигнал» с  инспектором ОГИБДД «Они нарушают правила дорожного движения»;
  • оформление уголка «Отряд ЮИД в действии», наглядную агитацию в школе по ПДД;
  • оказание  помощи  в оформлении уголков безопасности движения на дороге отрядам  (1-3 классов) «Школа дорожных наук» и «Заочная школа безопасности»;
  • выступление  перед учащимися школы и воспитанниками детского сада  с программой агитбригад «Законы улиц и дорог».
  1. Оригинальные идеи и находки

Изучая педагогические концепции В.Караковского, Н.Щурковой, И.Иванова, Е.Степанова, М. Нечаева  я попыталась создать свою концепцию работы с классом. В ее основе известное всем понятие о воспитании как о целенаправленном управлении процессом развития личности. На классном часе, а затем на родительском собрании был рассмотрен, составленный   совместно с активом учащихся  проект воспитательной программы развития классного коллектива «Мы  жители класса – города «САТУРН». В  основе  проекта   -  концепция школьной  программы развития - «Школа активного гражданина».

Жизнедеятельность классного сообщества носит игровой, занимательный характер. В непринужденной обстановке мне, как классному руководителю, легче заинтересовать ребят, вовлечь в деятельность, предусмотренную и школьной воспитательной программой «Путешествие по Титов-граду», и программой развития классного коллектива.  

         Каждый класс школы представлен как отдельный город со своей символикой. Наш класс –

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний;

АКТИВНЫХ – активно познавай окружающий мир;

ТРУДОЛЮБИВЫХ  и ТВОРЧЕСКИХ – ты можешь многое сделать своими руками, проявив эти качества;

УЧАСТВУЮЩИХ  в мероприятиях класса, школы, города, района. Успех любого дела зависит от участия каждого;

РАВНОПРАВНЫХ – мы все в ответе за себя и друг за друга.

НАСТОЙЧИВЫХ– все трудности можно преодолеть.

Первые буквы этих слов и легли в основу названия нашего города САТУРН, который входит в школьное государство Титов – град.

Программный материал я подраздела на пять блоков. Каждый блок  равен одному учебному году и соответствует возрастным особенностям детей. И самое главное, что каждый последующий год, реализации данной программы, опирается на результаты предыдущего.

Цель первого блока – сплочение  классного коллектива, создание условий для   проявления детьми инициативы, творчества и для повышения их интеллекта.  Невозможно подобрать в коллектив одних творческих личностей.  Сетовать по этому поводу – только время тратить. Моя задача – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности каждого ребёнка.

Цель второго блока  - формирование у ребят норм ролевого поведения, умения соотносить свои желания с возможностями других для взаимодействия с различными социальными институтами, группами и организациями. Здесь моя основная задача, как классного руководителя, создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через  классное самоуправление,  участие в общешкольных и районных мероприятиях, кружки и творческие объединения.

Основная цель третьего блока заключается в умении классного руководителя развить у учащихся убеждённость в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. (Более подробно о программе смотрите в «Приложении»)

 

  1. Проблемы в процессе воспитания и пути их решения

Всё, что происходит в нашем классе – городе регулируется правилами, заповедями. Но в начале своего пути я столкнулась с рядом проблем:

1) разобщенность класса;

2) неумение и нежелание делать что-либо сообща;

3) неприятие классного руководителя как наставника, лидера и организатора совместной деятельности.

Решением этих проблем стала обобщение моего педагогического опыта по теме самообразования «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика» и выступление на школьном методическом объединении классных руководителей. Далее, используя разработанную ранее программу развития классного коллектива «Мы – жители класса – города «Сатурн», был создан класс – город со своей системой самоуправления. Такой компонент воспитательной системы, как самоуправление имеет особое влияние на становление жизненных позиций  ребят.

  Модель классного самоуправления предусматривает определённую совокупность прав и обязанностей учащихся, родителей, классного руководителя, систему выборных и постоянных поручений, которые позволяют ребятам освоить культуру демократических отношений и проявить индивидуальную активность. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе, а значит, и к происходящему в стране. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности.  Здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. 

Высшим органом классного самоуправления является Городской совет - это собрание детей, классного руководителя, родителей. На Совете утверждается план работы класса на год, избирается мэр города, его замы, решаются текущие вопросы.

Главный исполнительный орган классного самоуправленияМЭРИЯ, представители (3 чел.) которой избираются на год. Мэр и его два заместителя руководят работой микрогрупп – департаментов, которые осуществляют организацию познавательной, физкультурно – спортивной, трудовой, шефской и другой деятельности. (Более подробно работу департаментов можно посмотреть в «Приложении»)

В общешкольной жизни граждан Титов-града, классу отведена роль проводника и экскурсовода по остановкам карты Титов-града. (Карту «Титов – града» смотреть в «Приложении»). Ребята, делающие первые шаги в овладении профессией экскурсоводов,  развивают свою активною гражданскую  позицию,  коммуникативные навыки и    организаторские способности.      

  1. Полученные результаты.

Положительный результат не заставил себя ждать. Ребята стали объединятся на основе общих интересов. Например,  за безопасность жизнедеятельности горожан города САТУРН да впрочем, и за безопасность всех жителей государства Титов – град,  отвечает отряд ЮИД «Сигнал», организованный в 2010 г. на базе нашего класса.  

Отряд юных инспекторов движения «Сигнал» - сформирован в рамках районной программы «Содружество», маршрут Школа безопасности.

С целью снижения дорожно-транспортного травматизма посредством повышения уровня знаний, формирования культуры общественного поведения,  в классе реализуется программа работы отряда ЮИД «Сигнал» «ДОРОЖНАЯ РАДУГА».

Юидовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди жителей Титов – града и предупреждением  нарушений правил дорожного движения. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления, соревнования,  изготовление листовок для обучающихся и их родителей.

Анализируя проводимую работу можно отметить, что члены отряда ЮИД работают с желанием, и их работа очень значима. А ещё, работая, обучают  младших. Отряд 5бкласса «Сигнальчик»- подшефный отряд юидовцев «Сигнала».

  На базе нашего класса в 2013 г. был сформирован военно – патриотический отряд «Витязь», который планирует свою деятельность на основе районной программы «Содружество», маршрут «Юный гражданин». Работу этого отряда трудно переоценить – это  шефство над ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла,  трудовые десанты,   благотворительные акции,  постановка театральных композиций для традиционного фронтового огонька «Ради жизни на земле», на который  приглашаются все ветераны ВОВ и труда.  Это мероприятие ежегодно проходит в нашей школе в начале декабря и приурочено событиям Битвы под Москвой.

Я точно убеждена в том, что  привлечение  родителей  к  работе отрядов   способствует  установлению      благоприятного      микроклимата      в   отношениях      между     классным  руководителем,     учащимися      и  родителями,     и  создают    благоприятные      условия    для  гражданско-патриотического воспитания ребят.   Встречи с   офицерами,  рассказы о непростой службе во благо Отечества дают чёткое осмысление понятия ПАТРИОТИЗМ.   Но деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, увидят своих детей в разных ситуациях и помогут развить их индивидуальные особенности, сформировать ценностные жизненные ориентиры, преодолеть негативные проявления в поведении. 

  Используя в работе разнообразные формы, средства я стараюсь реализовать предоставленное  классу право на самостоятельность, творчество, поиск, право на собственное лицо! В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми: Я

  • Уважаю духовный мир воспитанников, признаю их свободную субъективную волю, права на несогласие с педагогами и на выбор поведения.
  • Обладаю этической чуткостью и психологической зоркостью, актерским мастерством.
  • Соблюдаю принцип равенства и сотрудничества с детьми.
  • Не боюсь идти на компромисс.

Работа классного руководителя настолько многогранна и необъятна, что позволяет не только воспитывать и делиться багажом знаний с другими, но и дает силы для собственного обогащения, творческого роста и самореализации. Стремясь  создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции  и  ответственности, я ищу необычное в обычном, делаю «открытия». И всегда помню, что за внешней обычностью, скрывается удивительная неповторимость.

Классный руководитель -  ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно я повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяю большое внимание самообразованию. Имею свою библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных руководителей школы, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.

       Конечно,  труд учителя, это огромный труд, который забирает много душевных и физических сил, но детские горящие глаза и благодарная улыбка дорогого стоят. И хочется жить дальше, дерзать и творить!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствую Вас, Гость!
Пятница, 11.10.2024