Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области

 

 

Конспект урока русского языка по теме

«Правописание приставок на з – с.»

Класс: 5а

Дата проведения: 28.11.2011 года

Цели:

а) познавательная — познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

б) практическая — формировать умение определять условия выбора букв –з, -с на конце приставок;

в) общепредметные — развивать мыслительные процессы, память, внимание; воспитание потребности овладеть грамотным письмом  и культуры речи.

 

Оборудование:

  • УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
  • сигнальные карточки
  • репродукция картины  Рылова А.А. «Весна в лесу», фонограмма «Чайковский. «Времена года. Март.», «Голоса птиц».
  • музыка для физминутки.
  • , презентация «Правописание приставок, оканчивающихся на З, С».

 

Технологии: групповая, игровая, ИКТ,  здоровьесберегающая.

Ход урока:

  1. Организационный момент: На доске написано число, классная работа.

Так же на доске эпиграф к уроку (Слайд №1)

Эпиграф: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» (К. Чуковский)

1. Слово учителя.

-Ребята, обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Эти слова принадлежат К.Чуковскому. Талантливый мастер слова не случайно самое пристальное внимание уделял приставкам. Вот и мы сегодня на уроке покажем все многообразие приставок, с их помощью раскроем богатство русского языка.

Итак, начнем наш урок. Тема нашего урока«Правописание приставок на з – с.»

Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками, с приставками  на з (с) , находить их в предложениях, употреблять в речи.

-Запишем в тетрадях тему урока.

2. Работа с интерактивной доской.

-Ребята, даны слова «Гадать, колоть». Нам нужно составить  два новых слова  с приставкой раз.. и рас..

-Какие слова получились?

-разгадать и расколоть.

-Как мы напишем приставку в этих словах?

Важно вызвать детей на спор, выслушать разные мнения и прийти к выводу, что пока они не владеют нужными знаниями.

-Как же узнать, как грамотно написать эти слова?

Нужно обратиться к справочнику.

3. Работа с учебником.

Читаем правило.

-Оказывается, в слове разгадать пишется приставка раз-, а в слове расколоть – приставка рас-.

- Как же так? Вы говорили, что приставки пишутся одинаково, а в данном случае приставки пишутся по-разному? На самом деле, в русском языке есть группа приставок, которые могут оканчиваться на з или с. Это приставки (Слайд №2):

раз-              рас-      

без-            бес-      

из-               ис-        

воз-          вос-        

через-       черес-    

 

Правило: Если после приставки  глухой согласный, то в приставке буква с, а если после приставки  звонкий согласный, то в приставке з.

4. Работа с интерактивной доской (Слайд №3)

Задание:  Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) .

Распределить в два столбика: без-, бес-

1. Ребенок без забот (беззаботный)

2. Небо без звезд (беззвездное)

3. Жидкость без цвета (бесцветная)

4. Дорога без конца (бесконечная)

5. Плач без звука (беззвучный)

6. Движение без шума (бесшумное)

7. Шоколад без вкуса (безвкусный)

8. Вход без платы (бесплатный)

9. Ребенок без помощи (беспомощный)

10. Облако без формы (бесформенное)

11. Пустыня без воды (безводная)

 5. Отработка полученных навыков в упражнениях (учебник: упр. 65, 68)

6. Физкультминутка для глаз.

7. Работа с карточками на доске.

Даны слова: здесь, здание, здоровье

-Почему в этих словах в начале пишется з?

-Потому что буква «з» входит в корень слова.

Даны слова: сделать, сберечь, сбегать

Почему в этих словах в начале пишется с?, так как она стоит перед звонким согласным д, б, то произносится как з)

Приставки з не бывает!!!

8.  Игра « В замке». (раздаточный материал)

В некотором царстве, в некотором государстве жила- была Баба Яга. В один из прекрасных дней она похитила Белоснежку. Чтобы освободить ее, нам, ребята, нужно угадать, какие буквы пропущены в словах: 

Бе  вредный            бе  честный

Ра  ведчик   Ра  печатка

И  вестный и  коса

Во  глас       Бе__помощный.

И_ мученный 

-Молодцы, вы справились с этим заданием!!!

9. Рефлексия.

- Чтобы успешно завершить урок, вам необходимо выполнить задание в форме теста (раздаю карточки):

-Из предложенных ответов, выберите верный  и запишите соответствующую ему букву.

1.Приставка со словом пишется:

О) слитно

С) раздельно

2. Приставки на-, за-, по-, под-, над, от- пишутся:

Б) всегда одинаково

В) по-разному

3. Выбор буквы в приставках, оканчивающихся на З (С) зависит от:

Ж) последней буквы корня

Е) первой буквы корня

4. Если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется:

Т) З

Д) С

5. Если корень начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется:

А) З

Б) С

- А теперь «Взаимопроверка». Внимание, на доске спроецированы варианты правильных ответов. Предлагаю записать по порядку буквы правильных вариантов ответов. Что же получилось?

 -О Б Е Д А

- Добавьте впереди букву «П». Полученное слово «ПОБЕДА», означает что вы сегодня молодцы, вы потрудились на славу!

10.  Домашнее задание: карточка с заданием и со стихотворением (стихотворение вырезать и вклеить в «справочник»)

1.Выучить стихотворение

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-,

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой С. 

2. Выполнить упражнение.

Инструкция 
1. Прочитайте текст, найдите в нём слова с приставками, оканчивающимися на –з, -с. 
2. Выпишите найденные слова, распределяя их по группам: 
а) слова с приставками, оканчивающимися на З, 
б) слова с приставками, оканчивающимися на С. 
3. Выделите приставки, подчеркните в них согласные З, С. 
4. Наблюдая за словами, постарайтесь высказать предположение о том, от чего может зависеть выбор согласных З, С в приставках. 
5. Графически обозначьте орфограмму. 

                                                Водопад. 
       Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Всё кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном оцепенении на это чрезмерно величественное явление природы. 
        Особенное впечатление на зрителей водопад производит в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

 

Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области

 

 

Конспект урока русского языка по теме

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Класс: 5а

Дата проведения: 06.12.2011 года

Цели:

а) познавательная — познакомить учащихся с орфографическим правилом, регулирующим выбор букв е и и в приставках пре- и при-;

б) практическая — начать формирование умения различать на письме приставки пре- и при-;

в) общепредметные — развивать умение анализировать изучаемое орфографическое явление; воспитывать потребность овладеть грамотным письмом

Оборудование:

  • УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
  • карточки с буквами: «И», «Е»;
  • музыка для физминутки.
  • компьютер, презентация «Приставка пре- и при-»
  • Памятка «Правописание ПРЕ- и ПРИ-
  • Карточки для выполнения домашнего задания

Технологии: групповая, ИКТ, здоровьесберегающая

Ход урока:

I. Организационный момент: На доске написано число, классная работа.

1. Слово учителя.

"Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов",- говорил К.Г.Паустовский. Одним из них является слово "смысл".

-Каково его лексическое значение? Это было вашим домашним заданием.

«Смысл»

 1.Содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом (смысл слова);

 2.Цель(в поступке нет смысла);

 3.Разум, разумность(здравый смысл).

Именно это слово будет ключевым для понимания темы нашего урока. А посвящена она части слова, о котором говорится в стихотворении-загадке

(См. Презентация «ПРЕ- и ПРИ», слайд №1)

Перед корнем есть часть слова,

Слитно пишется она.

С её помощью, ребята,

Образуются слова.

II. Изучение нового материала

  1. Обозначение темы и целей урока.

-О какой части слова идёт речь?  

Уч-ся: В этом стихотворении говорится о приставке.

-Правильно. Правописание каких приставок вы уже знаете?

-Неизменяемые приставки и приставки, оканчивающиеся на з, с.

-Посмотрите на слова, спроецированные на доске: пришёл, премудрый. Выделите приставки (пре, при). К какой группе, из изученных нами, они относятся?

-Нет их среди приставок, оканчивающихся на з,с и нет среди традиционных приставок.

-Правильно, хорошо рассуждаете. Значит, какой можно сделать вывод?

-Есть ещё группа приставок.

-Да, какая же?

-Приставки пре и при.

-Сформулируйте тему урока.

-Правописание приставок пре, при.

-Записываем тему урока в тетрадь. Цель вы сейчас сформулируете сами. А для этого проделаем такую работу. Посмотрите на слова, как вы думаете, почему в слове пришёл-при, а в слове премудрый-пре.

Дети говорят разные варианты ответов: ( при пишется в глаголах, а пре - в рилагательных; нет варианта ответа).

-Ответы у всех разные, но неверныеКакой же будет цель нашего урока?

-Узнать правописание приставок пре, при.

-Если только будем знать о правописании приставок пре-, при- этого достаточно, чтобы правильно писать и не допускать ошибок?

-Нет.

-Что мы ещё должны сделать?

-Научиться правильно их писать.

-Затем потренироваться самостоятельно.

-Узнать правило правописания приставок пре, при.

-Надо познакомиться с алгоритмом правописания приставок пре, при.

-Итак, приступаем к достижению наших целей. Правило несложное, поэтому вы выведите его сами.

2.  Групповая работа.

Образуем группы. (получилось 4 группы). Я раздаю слова  и картинки-помощники.

-Почему в приставках пишется буква е или и.

Ребята работают в группах. На столах картинки и слова.

1.Прилететь, приползти, приплыть, прискакать.

2.Прибить, пришить, привинтить, приклеить.

3.Приподнять, приклонить, прилечь, присесть.

4.Прибрежный, пришкольный, приусадебный, приморский.

5.Преградить, предавать, прервать.

   Превысокий, прекислый.

-Что у вас получилось? Слушаю ответы учащихся.

-Слова в первом столбике указывают на приближение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова во втором столбике указывают на присоединение, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в третьем столбике указывают на неполное действие, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в четвёртом  столбике указывают на близость чего-либо, поэтому пишется буква и в приставке. Слайд.

-Слова в пятом столбике указывают на то, что пре можно заменить на пере и словом очень, поэтому пишется буква е в приставке. Слайд.

- Хорошо. Ребята, значит правописание приставок «пре-» и «при-» зависит от его лексического значения. (Слайд №2)

3. Работа с учебным пособием.

-Откроем учебники и прочитаем правило.

Для того чтобы правильно писать буквы е, и в приставках пре- и при- необходим алгоритм действий.

-Послушайте образец ответа. (Раздаю маленькие памятки, которые ребята дома вклеивают в свой «справочник по грамматике»).

- Смотрим на наши слова.

Памятка «ПРЕ- или ПРИ-»

1.Внимательно прочитай слово и выдели приставку.

2.Определи значение приставки.

3.Если это значение приближения, присоединения, неполное действие, близость к чему-либо, то пиши букву и.

4.Если это значение близкое слову очень, можно заменить на приставку пере, то пиши букву е.

Я разбираю слово «пришли» по алгоритму.

Затем также по алгоритму разбирает слово ученик.

4.Отработка навыков правописания «пре и при» в упражнениях.

 Работа с упражнением по учебнику. Слова написаны правильно, надо действовать по алгоритму.

5. Физкультминутка.

«ДЛЯ ГЛАЗ»
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

«ДЛЯ РУК И НОГ»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

Вместе с детьми в классе имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

5. Работа с интерактивной доской. Вставьте пропущенные буквы в слова, действуя по алгоритму.(комментированное письмо). Слайд №3

 Пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_глушить, пр_морский, пр_сытиться, пр_вращение, пр_брежный, пр_ображение, пр_ступить к делу, пр_остановить, пр_восходный, пр_образование, пр_града, пр_ручить, пр_строить, пр_забавный котенок, пр_светлый образ.

 Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.

  • Час обеда …. топот по двору раздался.
  • Мороз и солнце; день чудесный!
    Ещё ты дремлешь, друг …
  • Здравствуй, князь ты мой ...
    Что ты тих, как день ненастный?»
  • … к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
  • Кто-то терем…да хозяев поджидал.
  • Он в другой раз закинул невод. … невод с травою морскою.

Справка: приближался, прелестный, прекрасный, приплыла, прибирал, пришел.

6. Рефлексия

-Итак, делаем выводы по уроку. Вернёмся к целям урока.

Мы должны были узнать о правописании пре-, при-.

Учащиеся делают вывод. «При-» пишется, если приставка обозначает:

1) Приближение;

 2) присоединение;

 3) неполное действие;

 4) близость

 Пре пишется, если приставку можно заменить на:

Пре-  = очень;

Пре-  =  пере-

Достигли ли вы целей? Если всё понятно поднимите зелёный кружок, если что-то осталось непонятным- жёлтый и если ничего не поняли-красный.

7. Записываем домашнее задание.

Выполнение упражнения 154.

Это упражнение выполняется не по заданию учебника, а в форме таблицы, которую я раздаю на отдельных карточках.

В значении «приближение»

В значении «присоединение»

В значении «неполнота действия»

Значение близко к приставке пере-

Значение близко к слову очень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: заполнить таблицу, Слова, которые не подходят ни под один столбик, выписываются отдельно.

 

Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области

 

 

Конспект урока русского языка по теме

«Имя числительное как часть речи.

Разряды числительных значению»

 

Класс: 6а

Дата проведения: 06. 02.2011 года

Цели:

а) познавательная — сформировать понятие об имени числительном;

б) практическая — вырабатывать умение находить числительные в тексте, научить отличать числительные  от других частей речи с числовым значением;

 в) общепредметные — развивать умение  обобщать, делать выводы, воспитывать творческие способности учащихся.

 

Оборудование:

  • УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
  • музыка для физминутки;
  • компьютер, презентация;
  • раздаточный материал;
  •  интерактивная доска.

Технологии:  ИКТ, проблемное обучение, игровая, здоровьесберегающая.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

1. Вступительное слово. Формулировка темы урока.

— Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Какой?  На этот вопрос вы ответите  сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего.

Это загадки.

 (слайд № 1 - загадки )

Задание: Спишите загадки, отгадайте их. Назовите знакомые части речи, надпишите их.

 

Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы).

Четыре братца под одной большой крышей живут (стол).

Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

Дать орфографический комментарий.

 —  Что называют слова два, четыре, сто? (Если называют числительные, следует вопрос: Что вы уже знаете об имени числительном?)

— Значит о чем пойдет речь на уроке?  Запишем тему в тетрадь.

 (слайд № 2 - тема )

 — Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. В каких ситуациях вы встречаетесь с числительными?

Затруднения устраняются при помощи наводящих вопросов:

—  В какой школе вы учитесь?

—  Сколько уроков у вас сегодня?

—  За которой партой вы сидите?

 — А на каких уроках вы встречаетесь с числительными? (математика, география, физика, биология)

Например (слайд №3):

 В среднем растения поглощают до 55% энергии солнечных лучей.

Скольких метров достигает цунами у берега? (10 - 50 )

  1. Историческая справка.

Учитель сообщает учащимся о значении чисел в жизни человека, о возникновении счета еще в глубокой древности, о том, что огромную роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. Говорит о том, что название «ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» произошло от слова «ЧИСЛО». По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. От них образовано много слов других частей речи.

—  Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

Задание (слайд №4): прочитать фразеологизмы, объяснить их значения, 4-5 из них (на выбор) записать в тетрадях.

Все как один, в один голос (единодушно), за одни присест (сразу), в два счета (быстро), палка о двух концах (что – то может кончиться хорошо или плохо), как две капли воды (похожи), наговорить с три короба (много), идти на все четыре стороны, как свои пять пальцев.

— О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, загадок.

  1. «Мозговой штурм»

Учитель читает пословицы и загадки (слайд №5), учащиеся называют сочетания с числительными, выписывают только выделенные.

  1. Один ум хорошо, а два ума лучше.
  2. Семь раз отмерь – один отрежь.
  3. Без четырех углов изба не рубится.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Двумя ложками кашу не едят.
  6. Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы)
  7. Четыре братца под одной крышей. (Стол)
  8. Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
  9. Два братца через дорогу живут. (Глаза)

— На какой вопрос отвечают слова, обозначающие число? (сколько)

— Образуйте и запишите от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (возможная запись: второй этаж, четвертого листа, сотого дня)

 

Слайд №6. Разряды числительных

Задание: схему перечертить в справочник.

  1. МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ.

 —Обратите внимание на таблицу "Вопросник" и ответьте на вопросы обоих столбиков письменно (раздаточный материал)                                                                                                        Таблица  " Вопросник" 

  1. Сколько тебе лет?

1. В каком году ты родился?

  1. Сколько лет ты учишься в этой школе?

2. Какой год ты посещаешь школу?

  1.  Сколько предметов вы изучаете?

3. На каком этаже ты живёшь?

  1.  Сколько этажей имеет здание твоей школы?

4. Какой год был для тебя удачным и памятным?

  1.  Сколько человек учится в твоем классе?

5. В каком году ты закончил школу?

  1.  Из скольких человек состоит ваша семья?

6. В каком году ты поступил в трерий класс?

7.    Сколько минут ты тратишь по дороге из дома в школу?

7. Каким по счету является спортсмен, получивший бронзу?

 

— Итак, ребята, какие ответы у вас? (учащиеся зачитывают ответы).

— Вы использовали имена числительные. В первом столбике - количественные, во втором - порядковые числительные.

— В чём же отличие числительных друг от друга? ( количественные обозначают количество, порядковые - порядок при счете - название разряда числительных - подсказка).

—  На какой вопрос  отвечают количественные числительные? ( Сколько?). 

 — На какие вопросы отвечают порядковые числительные? ( Какой? Который?).

 — Сверьте свои ответы с учебником теории. (параграф 108)

V.  Физкультминутка для глаз.

VI. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (Работа в группах – 4 группы)

 1. Задание (записанное заранее на откидной доске или проекция: слайд №7): на доске записаны цифры, а вы запишите словосочетания:

1.  "колич. числ. + существ."

2. "порядк. числ.+ существ.".

 

                                                     ЦИФРЫ:

                                5                7                19                  25 

                               32              100             247               400

 Образец: 5 лет ( пять), 5-й год (пятый год) или семь этажей - седьмой этаж.

Условие: у числительных 19, 25, 32, 100, 247, 400 существительные должны быть другие и не должны повторяться.

— А сейчас проверим что у вас получилось.( 2 – 3 ученика выходят к доске и записывают цифры словами).

2. Творческое задание.

Учащиеся составляют небольшой текст из 6 -7 предложений "Режим дня". Условие: в тексте должны встречаться как порядковые числительные, так и количественные. Затем несколько учеников (по желанию) читают текст, называют, какие числительные порядковые, какие - количественные.

3.Рассмотрим примеры слов с количественными значениями, не являющихся числительными.

а) Числительные не имеют рода, числа ( имеются в виду количественные). Исключение: один (одна - ж.р., одно - ср.р., одни - мн.ч.,);два (две - ж.р.).

б) Счетные существительные имеют род, склонение. Цифровое значение лишь в корне слова. Например: сотня - ж.р., 1 склонение, десяток - м.р., 2 скл.

в) Прилагательные отличаются от порядковых числительных тем, что обычно имеют суффиксы, с помощью которых они образовались от числительных, а порядковые числительные (кроме сороковойтысячный, миллионный, миллиардный) таких суффиксов не имеют: второй -порядковое числительное; вторичный - прилагательное, десятый - порядковое числительное; десятичный -прилагательное.

г) Наречия имеют также соответствующие суффиксы или приставки, оканчиваются, например, на -жды (как однажды): дважды, трижды; или на -ое: вдвое, втрое.

Особое внимание уделяем следующим предложениям, делая акцент на ударение в выделенных словах:

Пятью два - десять. (Пятью - наречие)  Мальчик пришел в школу с пятью книгами и тетрадями. (Пятью - числительное в творительном падеже)

Девятью девять - восемьдесят один. (девятью - наречие). Нелегко разобраться с девятью музами человеку, не любящему мифологию.

4. Запись под диктовку с объяснением синтаксической роли числительного

1. Три и два – пять.

2. В окне на девятом этаже погас свет.

3. Мы живем в одной квартире.

4. И живут у нас в квартире два ужа и два ежа.

VII. Рефлексия.

— Что такое имя числительное? (Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?».)

— На какие разряды делятся имена числительные? (На количественные и порядковые.)

— Какими членами предложения могут быть имена числительные? (Имена числительные могут быть любыми членами предложения.)

VIII.       Домашнее задание:

§ 108 – теорию учить, упражнение 351; записать в тетрадь пять пословиц или поговорок, в которых было бы имя числительное.

 

Сидерко Н.Е., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №11 имени Г.С. Титова

Щёлковского муниципального района Московской области

 

 

Конспект урока русского языка по теме

«Степени сравнения наречий»

Класс: 6а

Дата проведения: 06. 02.2011 года

Цели:

а) познавательная — сформировать умение образовывать возможные формы степеней сравнения наречий, усвоить способы отличия форм прилагательных и наречий; определять их синтаксическую роль;

б) практическая — развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий на уроке, продолжать развивать устную и письменную речь;

 в) общепредметные — создать условия для сотрудничества, развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.

 

Оборудование:

  • УМК под редакцией Бабайцевой В.В.
  • музыка для физминутки;
  • компьютер, презентация;
  • интерактивная доска;
  • Раздаточный материал

Технологии: групповая, ИКТ, развивающее обучение, здоровьесберегающая

Ход урока:

I.                   Организационный момент

   1.Выступление заранее подготовленного ученика в роли Наречия.

—  Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие(говор), нарекать и другие.

           И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

          Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

II.                Актуализация знаний.

  1. Проекция с заданием на доске

Задание: запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор.

Найдите в предложении наречие, расскажите о нем, как о части речи.

Рассуждения насчет высказывания.

Учитесь крепко, живите дружно. (М. Горький)

  1.  Лингвистическая разминка.

Задание: продолжите строчку, учитывая разряд наречия.

Внизу, … (места).

Завтра, … (времени).

Горячо, … (образа действия).

Сослепу, … (причины).

Назло, … (цели).

Очень, … (меры и степени).

III.              Объяснение нового материала.

  1. Работа с учебником,  со схемой в презентации.

*      Слово учителя:

Хотя наречия — неизменяемые слова, но одно исключение есть. Наречия образа действия на О (как и качественные прилагательные, от которых эти наречия образовались) имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Например (проекция):

красиво танцевать — начальная форма;

танцевать красивее (более красиво) — сравнительная степень:

красивее всех — превосходная степень.

Таким образом, наречия образа действия на О, образованные от качественных имен прилагательных, изменяются по степеням сравнения. Сравнительная степень сравнения наречия обозначает более (менее) высокую меру проявления признака:

высоко летать — более высоко

летать (выше летать).

Как и прилагательное, наречие имеет две формы сравнительной степени:

простую и составную.

Приложение 21. Степени сравнения наречий

Простая форма образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): бежать быстро — быстрее (быстрей);

-е: кричать громко — громче;

-ше: просыпаться рано — раньше;

Составная форма сравнительной степени образуется из сочетания

начальной формы наречия со словами более (менее):

бежать более (менее) быстро;

кричать более (менее) громко.

Превосходная степень наречий имеет только составную форму: наречие в сравнительной степени + слова всех, всего.

Простые формы наречий с суффиксами -ейше-, -айше- встречаются

крайне редко, в основном в архаичных словосочетаниях типа покорнейше

прошу, нижайше кланяюсь и т.д.

  1. Рубрика «Будь внимателен!»

Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных

совпадают в произношении и написании:

 

Теперь лицо друга стало веселее (прилагательное).

Весной солнышко светит веселее (наречие).

 

  1. Возьмите на заметку! Теоретический материал (раздается всем).

Чтобы не смешивать схожие формы этих частей, надо учитывать, что:

 

Имя прилагательное

 

Наречие

1) обозначает признак предмета

1) обозначает признак действия

2) относится к имени существительному

 

2) относится к глаголу

3) отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

 

 

3) отвечает на вопросы  Как? Каким образом?

 

4) в предложении выступает в роли сказуемого: Наше озеро (какое?)

глубже реки.

4) в предложении выступает в роли обстоятельства: Аквалангист нырнул

(как?) глубже расставленных сетей.

 

 

IV. Закрепление нового материала.

Приветствую Вас, Гость!
Пятница, 11.10.2024